Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 160143
1.  
i

Ука­жи­те слова, в кор­нях ко­то­рых пи­шет­ся буква о:

1) з..рница
2) г..рмо­ния
3) вд..леке
4) ф..нарик
5) прил..жение
2.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) зап..вать ле­кар­ство
2) успеш­ное приз..мле­ние
3) пр..муд­рый совет
4) пласт..лин
5) соб..ра­тель­ни­ца песен и ска­зок
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) диску(с/сс)ия
2) ра(с/сс)пи­сать
3) о(т/тт)аять
4) при(м/мм)итив­ный
5) дива(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) с вкус­ным калач..м
2) след от ож..га
3) освеж..н вет­ром
4) печ..нка
5) бумаж..нка
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) ц..ко­ри­е­вый, ц..левой
2) д..яволь­ский, с..ехав­ший
3) тон­кие спиц.., об..скали
4) контр..гра, про­винц..я
5) све­жий кулич.., не переч.. отцу
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) диа­го­нал..вый, кор­мил..ца
2) дож­дич..к, пе­ре­стал буш..вал ветер
3) в нашей оран­же­ре.., о стес­ня­ющ..мся ребёнке
4) об ин­ду­стри.. раз­вле­че­ний, с будущ..ми про­ек­та­ми
5) впад..нка, до­ходч..вый
7.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) ноздр..ватый, гло­точ..к
2) изюм..нка, масл..це
3) о бо­го­слу­же­ни.., за­носч..вый
4) трубч..тый, со смеющ..мся лицом
5) о про­павш..м че­ло­век..
8.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)веж­ли­вый; (не)це­ле­со­об­раз­но
2) (не)желая; (не)успех, а про­стое ве­зе­ние
3) со­вер­шен­но (не)раз­бор­чи­вый; ни­чуть (не)обид­ные слова
4) (не)по­до­зре­вал; (не)спра­вед­ли­вость
5) (не)ве­ря­щий в успех; до­ку­мент (не)под­пи­сан.
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Дети ещё 1)н.. разу 2) н.. были в зоо­пар­ке. И те­перь, за каким бы жи­вот­ным они 3)н.. на­блю­да­ли, всё вы­зы­ва­ло вос­торг. Им 4)н.. могла 5)н.. за­пом­нить­ся эта по­езд­ка .

5)  
10.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых нет ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок:

1) аб­со­лют­но не­обос­но­ван­ное ре­ше­ние; не вся­кий че­ло­век
2) не­хва­та­ет вре­ме­ни; не­смол­ка­е­мый гул
3) да­ле­ко не кра­са­ви­ца; полы не вы­мы­ты
4) не до­оце­ни­вать про­тив­ни­ка; идти не быст­ро, а мед­лен­но
5) негде при­сесть; не­раз­го­вор­чи­вый по­пут­чик
11.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я был впол­не со­гла­сен с вра­чом (на)счёт спо­со­бов ле­че­ния этой бо­лез­ни.
2) Она ещё раз что-то про­кри­ча­ла ему (в)до­гон­ку.
3) От­кры­лось окно, (за)тем спу­сти­лась не­боль­шая лест­ни­ца.
4) Эти низ­кие гор­ни­цы со­хра­ни­ли то(же) рас­по­ло­же­ние, что и при преж­нем хо­зя­и­не.
5) Вы оши­ба­е­тесь, если во­об­ра­жа­е­те себе жень­ше­не­вую план­та­цию (в)виде по­ля­ны.
12.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка, жи­во­пись, ар­хи­тек­ту­ра _ все виды ис­кус­ства ин­те­ре­со­ва­ли её
2) От­кры­вать кра­со­ты при­ро­ды _ самая боль­шая ра­дость
3) Эти рав­ни­ны _ слов­но море бес­край­нее
4) Тро­пи­че­ские воды Ти­хо­го оке­а­на _ чисты и про­зрач­ны
5) Шутка _ есть ослаб­ле­ние на­пря­же­ния, свое­об­раз­ный отдых
13.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Капли дождя па­да­ли на землю сте­кая по ли­стьям и вет­кам де­ре­вьев.
2) Не­жда­нов осо­зна­вал себя очень оди­но­ким не­смот­ря на при­вя­зан­ность дру­зей.
3) Между ку­ста­ми свер­ка­ет речка в четырёх ме­стах пе­ре­хва­чен­ная пло­ти­на­ми.
4) Бай­дар­ка плыла через тёмную стен­ку ка­мы­шей ост­рым носом раз­дви­гая их стеб­ли.
5) Мать от­пус­ка­ла сына в Моск­ву скре­пя серд­це.
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) Место как будто спе­ци­аль­но пред­на­зна­че­но для уединённых за­ня­тий.
2) К сча­стью Пе­чо­рин был по­гружён в за­дум­чи­вость.
3) Ве­ро­ят­но визит придётся от­ло­жить.
4) Я же вам ка­жет­ся рас­ска­зы­ва­ла о тра­ди­ци­ях этого дома.
5) Од­на­ко тема ва­ше­го ис­сле­до­ва­ния не от­ли­ча­ет­ся ори­ги­наль­но­стью.
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) По­всю­ду раз­да­ва­лись удары мо­лот­ков_ и стук то­по­ров, визг пил_ и скре­жет ру­бан­ков, лязг_ и гро­хот.
2) Под по­кро­вом елей, лист­вен­ниц_ и берёз тор­ча­ли из мха_ и хвои грибы .
3) Я люблю узкие просёлоч­ные до­ро­ги_ и лесом по­рос­шие речки_ и за­хо­луст­ные де­ре­вен­ские дома .
4) Дед или дрем­лет_ или спит_ или о чём-то ду­ма­ет.
5) Теп­ло­ход_ то от­плы­вал на про­гул­ку с боль­ши­ми_ и ма­лень­ки­ми пас­са­жи­ра­ми от бе­ре­га_ то при­бли­жал­ся об­рат­но к бе­ре­гу с этими же пас­са­жи­ра­ми .
16.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я думаю, что вы по­ни­ма­е­те те­перь, как важна для ху­дож­ни­ка его ду­хов­ная сво­бо­да и как в то же время труд­на и от­вет­ствен­на за­да­ча её осу­ществ­ле­ния.
2) Про­лил­ся быст­рый дождь и через серую пе­ле­ну об­ла­ков про­рва­лось осен­нее солн­це.
3) Сроч­но тре­бо­вал­ся от­лич­ный пло­вец-ны­ряль­щик, ко­то­рый бы опре­де­лил, что слу­чи­лось с греб­ным вин­том и если удаст­ся, ис­пра­вил бы по­вре­жде­ние.
4) Её била дрожь и ду­ши­ли слёзы обиды.
5) Вско­ре она убе­ди­лась, что хотя обу­че­ние актёров и было по­хо­же на то, как их учили в Чи­ка­го, здесь ре­жиссёр вёл себя со­всем иначе.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Те­перь, в конце июня, в лугах было осо­бен­но хо­ро­шо_ в воз­ду­хе стоял аро­мат ду­ши­стых трав, а с неба гля­де­ло лас­ко­вое лет­нее сол­ныш­ко.
2) Я по­ни­мал_ от не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли спа­сти нас может толь­ко слу­чай­ность.
3) На­блю­дая за ней, Пётр всё боль­ше убеж­дал­ся_ она себя нигде, кроме род­ной де­рев­ни, не видит и, рас­суж­дая о пе­ре­ез­де, не верит в его воз­мож­ность.
4) Взойдёт солн­це_ пойдём в лес.
5) Пыль и запах пар­но­го мо­ло­ка ви­се­ли над де­ре­вен­ски­ми ули­ца­ми _ толь­ко что с лес­ных полян при­гна­ли коров.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Я не могу смот­реть ве­се­ло на того», — по­ду­мал Во­ло­дя, — «кого я так огор­чил».
2) Древ­ние муд­ре­цы утвер­жда­ли, что: «нель­зя два­жды войти в одну и ту же реку».
3) Ни­ки­та пред­ло­жил: «Хо­чешь, мама, я тебе свой стих про­чту?»
4) «До­ве­ряй делам людей, но не верь их речам», — со­ве­то­вал гре­че­ский ора­тор Де­мо­сфен.
5) «Зачем так рано пришёл? — спро­сил сто­рож и до­ба­вил: — Уроки на­чи­на­ют­ся в во­семь часов».
19.  
i

Ука­жи­те сло­во­со­че­та­ния, в ко­то­рых есть не­пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы слов:

1) пекёт торт
2) ис­кус­ные ма­сте­ра
3) слаже груши
4) в обеих ре­зю­ме
5) в не­сколь­ких та­рел­ках
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Тогда давай сде­ла­ем так 1)_ я пойду в биб­лио­те­ку, чтобы кое-что по­смот­реть 2)_ а 3)_ когда вер­нусь, то мы 4)_ вме­сте за­кон­чив убор­ку 5)_ пойдём с тобой в кино.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Он бежал не по тро­пин­ке, а на­пря­мик 1)_ и 2)_ когда очу­тил­ся на опуш­ке, тре­вож­ная кар­ти­на пред­ста­ви­лась ему 3)_ в конце его де­рев­ни 4)_ под­ни­ма­ясь к небу 5)_ пы­ла­ло над из­ба­ми за­ре­во по­жа­ра.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
22.  
i

В каких рядах оба су­ще­стви­тель­ных от­но­сят­ся к од­но­му скло­не­нию?

1) Су­ще­стви­тель­ное, мас­ли­це
2) вещь, ка­ра­мель
3) гос­пи­таль, ме­даль
4) знамя, море
5) зай­чиш­ка, расчёска
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ное слово яв­ля­ет­ся при­ла­га­тель­ным:

1) Чем лучше смеётся че­ло­век, тем он сам лучше.
2) Его паль­то было эле­гант­но, а весь облик по­ра­жал изыс­кан­но­стью.
3) Ост­ро­ва по­хо­жи на пла­ву­чие цве­ту­щие сады.
4) Он ушёл и долго не воз­вра­щал­ся.
5) Для при­го­тов­ле­ния све­коль­ни­ка очи­сти­те три свёклы, по­ло­жи­те их в двух­лит­ро­вую ка­стрю­лю и от­ва­ри­те до го­тов­но­сти.
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Жи­во­пись ещё важна и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим все вы­де­лен­ные слова яв­ля­ют­ся ме­сто­име­ни­я­ми
2) Оба ме­сто­име­ния сам, дру­гой яв­ля­ют­ся опре­де­ли­тель­ны­ми
3) Что — на­чаль­ная форма ме­сто­име­ния, упо­треблённого в пред­ло­же­нии На степ­ных про­сто­рах про­из­рас­та­ли стеб­ле­вые травы с тя­гу­чим, ни на что не по­хо­жим за­па­хом
4) Оба ме­сто­име­ния она, та­ко­вы из­ме­ня­ют­ся толь­ко по родам и чис­лам.
5) В пред­ло­же­нии Их порт­ре­ты гля­дят на меня со стены вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию не­со­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния
25.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) стал более стар­ше
2) груп­па эс­ки­мо­сов
3) пёс дре­мет на солн­це
4) си­де­ли возле неё
5) в двух ты­ся­ча два­дцать ше­стом году
26.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Тайга, уба­ю­кан­ная ве­чер­ней про­хла­дой, го­то­ви­лась встре­тить ночь.
2) Он от­ли­чал­ся не толь­ко при­ят­ны­ми чер­та­ми лица, но и хо­ро­ши­ми ма­не­ра­ми.
3) Объ­яс­ни­те людям о том, что им нужно де­лать.
4) Поль­зу­ясь со­ве­та­ми спе­ци­а­ли­стов, всё ста­нет про­стым и по­нят­ным.
5) Да­вай­те спро­сим его о том, что как он со­би­ра­ет­ся это сде­лать.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Не по­го­во­рив с мамой, я не могла ре­шить­ся на этот шаг.
2) Мой отец хо­ро­шо раз­би­ра­ет­ся и часто по­мо­га­ет людям.
3) Хочу под­черк­нуть о том, что сей­час осо­бен­но важно.
4) Я спро­сил, что умеет ли он пла­вать.
5) На­ле­тев­шая от­ку­да-то туча уже сы­па­ла мел­ким дож­ди­ком.
28.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) тип речи - опи­са­ние
4) тип речи - по­вест­во­ва­ние
5) за­да­ча речи - рас­ска­зать о жизни боб­ров в за­по­вед­ни­ках.
29.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Че­ре­до­ва­ние зву­ков может на­блю­дать­ся не толь­ко в корне слова, но и в суф­фик­се.
2) С точки зре­ния сферы ис­поль­зо­ва­ния слова де­лят­ся на ис­кон­но рус­ские и за­им­ство­ван­ные.
3) При суф­фик­саль­ном спо­со­бе об­ра­зо­ва­ния слово об­ра­зу­ет­ся путём при­со­еди­не­ния суф­фик­са к ос­но­ве про­из­во­дя­ще­го слова.
4) При­ча­стие за­клю­ча­ет в себе при­зна­ки гла­го­ла и на­ре­чия.
5) Об­ра­ще­ние все­гда стоит в на­ча­ле пред­ло­же­ния.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 11-е и 12-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
2) лек­си­че­ский по­втор
3) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
4) союз
5) ме­сто­име­ние
31.  
i

(1) Пе­ре­до мной были мол­ча­ли­вые горы и тихие леса в осен­ней за­дум­чи­во­сти. (2) Го­речь на­дви­га­ю­ще­го­ся увя­да­ния уга­ды­ва­лась во всём. (3) Речки кру­жи­лись, за­тя­ги­вая в жёлтые петли горы с дре­му­чи­ми ле­са­ми, и ка­за­лось, что в рас­ще­ли­нах, овра­гах и до­ли­нах об­на­жи­лись нервы земли. (4) Всё во­круг было ве­ли­ча­во и спо­кой­но.

(5) Пред­чув­ствие дол­го­го сна та­и­лось в лесах, и шорох об­ле­та­ю­щих ли­стьев уже на­чи­нал усып­лять их, нашёпты­вая об осен­них до­ждях, о глу­бо­ких сне­гах и о весне, ко­то­рую надо долго и тер­пе­ли­во ждать. (6) Оча­ро­ван­ные пе­чаль­ной му­зы­кой осени, об­на­жи­лись леса, роняя ли­стья в свет­лые ручьи, за­сти­ла­ли их зер­ка­ла, чтобы не ви­деть там от­ра­же­ния своей не­при­ят­ной на­го­ты.

(7) Земля на­де­ва­ла шубу из ли­стьев, го­то­ви­лась к зиме, ути­ха­ли звуки на ней, и толь­ко шорох был всюду от листа и шум от речек, на­пол­нен­ных водой бла­го­да­ря часто пе­ре­па­да­ю­щим, но пока не­за­тяж­ным до­ждям.

(8) Но гора, на ко­то­рой мы сто­я­ли, жила вроде бы от­дель­но от всего леса. (9) Она была об­руб­ле­на лет де­сять назад. (10) Во­круг пней рос ря­бин­ник, берёзки. (11) Они за­ни­ма­ли по­лян­ки по­ко­сов, со­еди­ня­ясь меж собой, и, как-то играя, без гру­сти со­ри­ли во­круг ли­стья­ми, жёлтыми, бор­до­вы­ми, ры­жи­ми', а тон­кие ря­бин­ки были с пер­вы­ми двумя-тремя при­горш­ня­ми ягод и по­ка­зы­ва­ли их всем хваст­ли­во, до­вер­чи­во.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 1−3 ан­то­ним к слову рас­цвет. За­пи­ши­те это слово (ан­то­ним) в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Зима вошла в степи. (2) К этому вре­ме­ни вол­ча­та у Ак­ба­ры за­мет­но под­рос­ли и пре­вра­ти­лись в уг­ло­ва­тых пе­ре­рост­ков  — каж­дый со своим но­ро­вом. (3) По­нят­но, вол­чи­ца не могла дать им имена, зато по за­па­ху, что людям не дано, и по дру­гим при­ме­там она легко могла раз­ли­чать своих детёнышей.

(4) Пер­вый снег, вы­пав­ший не­за­мет­но за ночь, ран­ним утром был празд­ни­ком для всех. (5) Вна­ча­ле вол­ча­та- пе­ре­рост­ки оро­бе­ли от вида и за­па­ха не­зна­ко­мо­го ве­ще­ства, а потом стали ба­рах­тать­ся в снегу и фыр­кать от удо­воль­ствия.

(6) В степи было уже свет­ло и про­зрач­но, как днём. (7) Покой и ти­ши­на раз­ли­лись всюду, и ост­рый голод по-зим­не­му дал о себе знать. (8) На­сту­пи­ла пора до­бы­вать про­корм. (9) Вол­ча­та си­де­ли в не­тер­пе­ли­вом на­пря­же­нии, ещё не ведая, какие тя­го­ты несёт охота, и пре­дан­но смот­ре­ли в синие глаза вол­чи­цы. (10) Ак­ба­ра вста­ла с места и дви­ну­лась трус­цой. (11) И все по­сле­до­ва­ли за ней.

(12) Всё скла­ды­ва­лось так, как гре­зи­лось вол­чи­це, когда вол­ча­та были ещё малы. (13) Ак­ба­ра и Таш­чай­нар, отец се­мей­ства, вели своих пер­во­рождённых на ис­пы­та­ние, на первую для них ве­ли­кую охоту на сай­га­ков. (14) Волки шли то шагом, то трус­цой, пе­ча­тая на не­тро­ну­том снегу цветы зве­ри­ных сле­дов. (15) И смо­гут ли они вы­жить в этом мире, те­перь за­ви­се­ло от них самих и от удачи..

Опре­де­ли­те падеж су­ще­стви­тель­но­го, вы­де­лен­но­го в 9-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же (на­при­мер, да­тель­ный).

33.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Най­ди­те слово, ко­то­рое яв­ля­ет­ся сред­ством связи 3-го и 4-го пред­ло­же­ний тек­ста из за­да­ния В1, и за­пи­ши­те его в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

1)  Я счи­таю, что каж­дый че­ло­век обя­зан за­бо­тить­ся о своём ин­тел­лек­ту­аль­ном раз­ви­тии. (2) Это его обя­зан­ность перед об­ще­ством, в ко­то­ром он живёт, и перед самим собой.

(3) Су­ще­ству­ют раз­лич­ные спо­со­бы ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия. ( 4) Ос­нов­ной (но, ра­зу­ме­ет­ся, не един­ствен­ный), на мой взгляд,  — это чте­ние.

(5) Я точно знаю, каким не долж­но быть чте­ние. (6) Чте­ние не долж­но быть слу­чай­ным. (7) По­че­му? (8) По­то­му что это огром­ный рас­ход вре­ме­ни, а время между тем ве­ли­чай­шая цен­ность, ко­то­рую нель­зя тра­тить на пу­стя­ки. (9) Чте­ние, без­услов­но, долж­но быть из­би­ра­тель­ным, про­ду­ман­ным, глу­бо­ким. (10) В чём дол­жен про­яв­лять­ся его из­би­ра­тель­ный ха­рак­тер? (11) По моему мне­нию, в це­ле­на­прав­лен­ном от­бо­ре книг.

(12) В иде­а­ле хо­ро­шо было бы со­ста­вить свое­об­раз­ную про­грам­му чте­ния. ( 13) Ра­зу­ме­ет­ся, не обя­за­тель­но сле­до­вать ей жёстко. ( 14) Да, от­ступ­ле­ния от неё воз­мож­ны там, где по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные для чи­та­ю­ще­го ин­те­ре­сы. (15) От­кло­ни­лись от пер­во­на­чаль­но­го плана  — со­ставь­те для себя новую про­грам­му, учи­ты­ва­ю­щую по­явив­ши­е­ся иные ин­те­ре­сы.

(16) Чте­ние не долж­но быть про­стой са­мо­це­лью. ( 17) Для того чтобы быть эф­фек­тив­ным, оно долж­но в первую оче­редь ин­те­ре­со­вать чи­та­ю­ще­го. (18) Так что раз­ви­вай­те в себе ин­те­рес к чте­нию во­об­ще или по опре­делённым от­рас­лям куль­ту­ры. (19) Такой ин­те­рес может быть в зна­чи­тель­ной мере ре­зуль­та­том са­мо­вос­пи­та­ния.

Най­ди­те в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью управ­ле­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

35.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Не­ко­то­рое время туман ещё дер­жит­ся, рас­сти­ла­ясь мо­лоч­ной пе­ле­ной над рекой , ко­то­рая из­ги­ба­ет­ся между жи­во­пист­ны­ми хол­ма­ми, потом под­ни­ма­ет­ся вверх и ис­че­за­ет, рас­тво­рив­шись в про­зрач­ном утрен­нем воз­ду­хе.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Всё здесь рас­по­ла­га­ло к от­кро­вен­но­сти и за­ду­шев­но­сти. Туск­лое тихое осве­ще­ние, успо­ка­и­ва­ю­щие звуки рояля из со­сед­ней ком­на­ты, аро­мат све­же­го кофе. Она по­ка­чи­ва­лась в ка­ми­ном крес­ле и на­сла­жда­лась ча­ру­ю­щей ат­мо­сфе­рой этого го­сте­при­им­но­го дома. Ка­за­лось, будто какой-то ге­ни­аль­ный фи­ло­соф рас­крыл перед ней тайну по­ни­ма­ния че­ло­ве­че­ской жизни.

37.  
i

Опре­де­ли­те зна­че­ние слов, ука­зан­ных в левом столб­це, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  уни­вер­саль­ный

Б)  уни­каль­ный

В)  адек­ват­ный

Г)  ак­ту­аль­ный

1)  не­по­вто­ри­мый, ис­клю­чи­тель­ный, един­ствен­ный в своём роде

2)  сов­па­да­ю­щий с кем-, чем-либо, со­от­вет­ству­ю­щий

3)  важ­ный, су­ще­ствен­ный для на­сто­я­ще­го мо­мен­та

4)  раз­но­сто­рон­ний, охва­ты­ва­ю­щий мно­гое, с раз­но­об­раз­ным на­зна­че­ни­ем

5)  не за­слу­жи­ва­ю­щий до­ве­рия, со­мни­тель­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  за­жи­во

Б)  взрых­ле­ние

В)  за­ку­по­рить­ся

Г)  пре­вкус­ный

1)  при­ста­воч­ный

2)  при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

3)  суф­фик­саль­ный

4)  пост­фик­саль­ный

5)  при­ста­воч­но-пост­фик­саль­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Не­уже­ли ты по­ху­де­ла?

Б)  По­сре­ди лу­жай­ки си­не­ли ост­ров­ки не­за­бу­док.

В)  Рас­цвет­ка сви­те­ра слиш­ком яркая.

Г)  Не знаю, кем его за­ме­нить.

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   На какой ма­ши­не ездил пре­зи­дент Буш в Москве и какие ха­рак­те­ри­сти­ки у этого ав­то­мо­би­ля?

Б.   Как го­во­рят ан­гли­ча­не, про­ве­рить пу­динг — это зна­чит, съесть его.

В.   Закон тайги прост: каким путём вошёл, таким и вы­хо­ди.

Г.   Хотя эту книгу давно уже не чи­та­ют, она сыг­ра­ла эпо­халь­ную роль в рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.